О тарифах на коммунальные услуги…

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

…говорили на прошедшем 15 августа в райадминистрации совещании, в котором принял участие заместитель начальника аналитического отдела Региональной Энергетической Комиссии (РЭК) — департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергей Юрьевич Шуляк.

1 июля 2019 года произошло уже традиционное, можно сказать, для населения России повышение тарифов на услуги сферы ЖКХ. Повышение это было не столь ощутимо, как, допустим, в 2017 году, однако с учетом того, что фактически уровень доходов большей части россиян едва ли ощутимо возрос, даже незначительное повышение цен на свет, воду, газ, тепло вызывают общественный резонанс. Жителей Тимашевска, безусловно, волнует тот факт, что у нас цены, по сравнению со многими другими районами края, несколько выше. Много разговоров было и по поводу реформы в сфере вывоза и утилизации коммунальных отходов – в разы возросшие тарифы «за мусор» ощутимо ударили по карманам тимашевцев и жителей поселений. Возможность прояснить эти вопросы была у представителей ТОС. Руководители ресурсоснабжающих компаний тоже имели возможность задать интересующие их вопросы, в основном касающиеся непосредственного взаимодействия с департаментом цен и тарифов КК.

Но прежде всего, давайте разберемся с терминологией.

Все мы, живущие в многоквартирных и частных домах, пользуемся светом, водой, теплом, многие из нас – газом. Все вместе это называется коммунальные услуги. Предоставляют их ресурсоснабжающие организации. Это поставщики электричества, воды, газа, тепла.

Коммунальные услуги не относятся к числу «рыночных». Их нельзя купить, изучив предложение нескольких продавцов и отобрав лучшее. Поставщик здесь один – то или иное предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которое поставляет в ваш дом коммунальный ресурс. Поставщик услуги является монополистом.

А значит, чтобы защитить жильцов от необоснованного завышения цены, тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства должны контролироваться государством. Так оно и происходит. РЭК – департамент тарифов и цен КК – как раз и является тем институтом, который контролирует тарифы, учитывая огромный спектр нюансов как в работе самих ресурсопоставляющих компаний, так и экономического положения субъектов РФ.

Итак, ставки тарифов на услуги ЖКХ назначаются региональными органами власти – в нашем случае это РЭК. При этом на федеральном уровне устанавливается предельный уровень роста тарифов и контролируется методика расчета размера тарифов.

Тарифы на коммунальные услуги рассчитываются в зависимости от типа этих самых услуг, а также наличия/отсутствия прибора учета коммунального ресурса (проще говоря, счетчика). На конечную цену для каждого субъекта РФ влияет огромное количество факторов, о которых знают только специалисты. Например, количество персонала или система налогообложения каждого конкретного поставщика коммунальных услуг – все отражается на конечной стоимости света, газа, воды для населения.

Чтобы понимать, что и за что мы платим, приведем простые примеры.

За электроэнергию платим, исходя из количества потребленных киловатт-часов (кВт/ч.). Иным словами, тариф выглядит как стоимость одного кВт/ч электроэнергии. Количество киловатт-часов определяется либо по счетчику, либо (если счетчика нет) по нормативу. Норматив – это расчетный показатель, который характеризует среднее потребление электроэнергии разными типами потребителей. В частности, разные нормативы устанавливаются для квартир с разным количеством жильцов, разным количеством комнат, так же с различным типом «благоустройства» (имеется в виду – газовая плита или электрическая).

За воду мы платим, исходя из показаний счетчика. Если же его в квартире нет, то плата за воду начисляется по нормативам. Нормативы потребления воды привязываются к количеству проживающих в квартире. С тем, чтобы побудить население к установке счетчиков, государство регулярно повышает нормативы потребления. И это действительно способствует ощутимому подорожанию услуги водоснабжения для населения. Впрочем, при этом существует теоретическая возможность доказать, что для установки счетчиков нет технической возможности. Тогда повышающие коэффициенты к нормативам применяться не должны.

Плата за газ также может начисляться либо исходя из показаний счетчика, либо исходя из нормативов. В случае, если газ потребляется для приготовления пищи и (или) нагрева воды в газовой колонке, то нормативы привязываются к количеству проживающих в квартире (или доме) жильцов. Если же речь идет о потреблении в целях отопления, то плата по нормативу рассчитывается исходя из отапливаемой площади.

Что касается платы за тепло, то платить по собственному квартирному счетчику действующее законодательство РФ позволяет лишь в случае, когда квартирными счетчиками оборудованы все помещения многоквартирного дома. Если счетчики стоят не во всех квартирах и нежилых помещениях, то оплата зависит от того, оборудован или нет многоквартирный дом общедомовым счетчиком тепла.

Если общедомовой прибор учета стоит, то вычисленный с его помощью объем потребления тепловой энергии распределяется между квартирами - пропорционально их площади. Получившийся показатель умножается на действующий в регионе тариф на тепло (рассчитывается в руб. за гигакаллорию).

Если же общедомового счетчика нет, то тогда плата за тепло рассчитывается исходя из установленных в регионе нормативов расхода тепловой энергии. Полученная таким образом расчетная величина необходимых затрат энергии для отопления квартиры умножается на действующий в регионе тариф.

А тарифы, как уже было сказано, для каждого субъекта РФ рассчитываются с учетом огромного количества факторов, влияющих на конечную величину оплаты тех или иных коммунальных услуг.

Если свести все вышесказанное к одной фразе, максимально понятной для населения: тарифы – дело сложное, и не имея экономического образования со специальными знаниями в данной сфере, разобраться во всем этом просто невозможно! Впрочем, из-за собственного непонимания ситуации начинать ругать РЭК, власть, руководство страны – дело нелепое. Например, мало кто понимает, что реальные затраты (на добычу, транспортировку ресурсов, обслуживание сетей, оплату работы персонала, различные виды налогов) у поставщиков коммунальных услуг не перекрываются из оплат населения согласно установленным тарифам, которые контролирует и сдерживает (!) правительство. То есть фактические экономически обоснованные тарифы должны быть гораздо выше. Но эту разницу берет на себя бюджет региона. Например, в Краснодарском крае на текущий момент эта себестоимостная разница составляет около 600 миллионов и будет выплачена ресурсопоставляющим компаниям из краевого бюджета. Почему эта разница существует и почему уровень доходов населения вынуждает правительство брать на себя часть оплат за ресурсы – вопрос для отдельного обсуждения. Но факт остается фактом – часть потребляемых нами услуг оплачивается государством.

Чего ждать в будущем? Видимо, дальнейшего роста тарифов, но под воздействием различных сдерживающих этот рост корректировочных коэффициентов и индексаций, устанавливаемых правительством.

Отдельная речь зашла об изменившейся системе оплаты за ставшую в нынешнем году коммунальной услугу вывоза и утилизации ТКО. Как уже было сказано, резко возросшие тарифы на вывоз мусора вызвали возмущение у населения. И это вполне объяснимо. Если раньше за вывоз мусора среднестатистическая семья из трех человек платила около 1500 рублей в год, то теперь размер оплаты увеличился более чем в два раза. А если членов семьи больше, то и траты на эту сферу, соответственно, стали еще ощутимее.

Впрочем, все это закономерно. Менять свое отношение к мусорному вопросу россиянам уже давно было пора. Каждый из нас в той или иной мере, производя мусор, наносит вред окружающей среде. Не только когда мы бездумно оставляем целлофановые пакеты с отходами после отдыха на берегу реки или в лесном насаждении, но и когда вполне цивилизованно вывозим ТКО на мусорную площадку. Произведенные нами отходы гниют, источают в воздух массу вредных веществ, пропитывают почву теми элементами, которых там быть совсем не должно. У нас в стране практически нет реальных экологических программ, направленных на восстановление природных ресурсов и поддержание их в приемлемой для выживания человечества форме. Это кажется неважным, но мы действительно бездумно уничтожаем свою планету. И никаких экологических программ не появится, если на них не затратить определенные средства. Вполне разумно ввести налог на вред, наносимый экологии. Также вполне разумно, что этот налог отразится в цене на тариф организаций, которые оказывают услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и на которые ложится налоговое бремя. Мусор – наш, а значит нет ничего странного в том, что утилизирующая мусор организация этот налог компенсирует через тарифы. И если раньше все эти вопросы не поднимались, то сейчас относиться к пошатнувшейся экологии бездумно уже нет возможности.

К хранению и утилизации мусора отношение тоже поменялось, условия работ полигонов значительно ужесточились, что привело к уменьшению количества реально работающих территорий для сбора отходов. И это тоже закономерно: построенные еще в конце прошлого века полигоны уже не соответствуют экологическим нормам. В результате так называемые «плечи доставки» мусора от точек сбора до полигонов хранения в разы увеличились (до 80%), а с ними – и транспортные расходы. Все это, конечно же, влияет на конечный тариф для населения. И в этой сфере, опять-таки, на снижение цен на услуги рассчитывать едва ли стоит, хотя Сергей Шуляк и заметил, что правительство работает над проектом по снижению тарифов именно на эту коммунальную услугу, в том числе и путем открытия большего количества полигонов для сбора и хранения ТКО, пересмотра территориальной схемы обслуживания, снижения налога на вредное воздействие на окружающую среду.

Прокомментировал по просьбе участников совещания зам.начальника аналитического отдела РЭК и ситуацию с постоянным ростом цен на топливо в стране. Но к этой теме более подробно мы обратимся в ближайших номера «Этажа новостей».

Юлия Колесникова.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0/ 300Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
Ваше сообщение будет рассмотрено модератором
    Комментарии | Добавить свои
    • Комментарии не найдены

    logo inverted trans

    352700,  Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Колесникова, 5-а

     : 

    etag.reklama@mail.ru

     : 

    8(86130)4-61-50, 4-43-31

    Яндекс.Метрика