На перекрестке трех веков

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

КАК ЖИВЕТ ПЕРВЫЙ НА КУБАНИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

История первой в Черномории женской пусти корнями уходит в середину XIX века. После переселения запорожского казачества на Кубань прошло уже более полувека, а монастыря женского на кубанских землях до сих пор не было. Казачки-вдовы, потерявшие на войнах, коими была расстреляна первая половина века, мужей и сыновей, искали последнего утешения в молитве к Богу. Не пришло еще на Кубань и московское женское обучение. Мальчиков, к слову, обучали в школе при Екатерино-Лебяжской мужской Пустыни, но и с этим возникали трудности: из ста мужчин грамотными были всего двое.

К тогдашнему генералу, исполняющему обязанности наказного атамана Черноморского казачьего войска, Григорию Рашпилю обратилась монахиня Митрофания. «Создание монастыря даст средства беспомощным старцам и вдовам казаков, испытавшим в жизни невозвратныя утраты, обрести утешение в молитвах; обитель могла бы служить местом воспитания женского юношества», - говорила Митрофания Рашпилю. Так, 22 сентября 1849 года была начата закладка первого храма обители – в день памяти святителя Димитрия Ростовского, почитаемого казаками. А саму пустынь назвали в честь святой Марии Магдалины, имя которой носила Ея Высочество Августейшая супруга будущего императора Александра II – Мария Александровна. Место выбрали просторное – на излучине степной реки Кирпили меж станицами Тимашевской и Роговской (ныне хутор Димитрова).

«Дабы дщери мне вверенной обители не были совершенно лишены христианского утешения – слышать Богослужение», - писала игуменья Митрофания Владыке Иеремии, испрашивая архипастырского благословения на сие нелегкое дело.

За первые 20 лет существования первой Черноморской женской пустыни трудами монахинь имелось большое хозяйство: мельница, огороды, пашни. Сын войскового старшины Гавриил Холявко подарил монастырю рыболовный завод на Ахтарской косе. Вскоре открыли училище для сирот женского пола и исправительный приют. В 1905 году Марие-Магдалинская женская пустынь имела 500 десятин земли, 14 корпусов, 2 деревянные церкви и один каменный собор и даже собственный кирпичный завод. Были и мастерские – иконописная, кожевенная, златошвейная, имелись торговые лавки – книжная и бакалейная, своя аптека и больница. В Тимашевском музее семьи Степановых хранится карта Марие-Магдалинского женского монастыря, датированная концом XIX века, на ней едва видим план расположения построек на территории обители. Нынешние монахини часто приходят в музей за информацией об истории монастыря и его обитателей.

Монахини монастыря принимали участие в военных кампаниях во время войны с Турцией – на долю сестер Черноморской пустыни выпало служение раненым и больным воинам.

С приходом советской власти жизнь в монастыре изменилась. Земля переходила от белых к красным и обратно, в итоге на территории обители в мае 1918 года была образована коммуна. В марте 1920 монахини организовали свою, отдельную иноческую артель, – пытались выжить в пришедшие суровые времена и сохранить монастырские помещения. Но притеснение сестер продолжилось. А вскоре – в сентябре того же года – в обители прошли обыски; красногвардейцы обвинили монахинь в помощи белоказакам.

СИЛЬНОЕ СЛОВО МОНАХИНИ МАКРИНЫ

В апреле 1921 все 450 монахинь и послушниц были выгнаны по решению собрания коммуны. Но одну монахиню – Макрину – все же оставили. «Умру, но не уйду», - заявила она коммунарам.

В годы Великой Отечественной матушка не раз спасала односельчан. Ожесточенные патризанскими действиями немцы хотели наказать мирных хуторян. Собрали их для расстрела, уже готовы были выстрелить, но вперед вышла женщина в черном. «Вы христиане, и мы христиане», - сказала Макрина карателям. Фашисты почувствовали в ней Бога, пытающегося спасти их грешные души, и распустили жителей.

Стараниями монахини в августе 1942 немцы казнили меньшее число заложников. «Карательный отряд немцев повесил пять человек. Окружили хутор, нас всех отделили: детей отдельно, мальчиков, девочек, женщин, мужчин, - кучками. Допытывались, кто напал на румын. Монашка Макрина упала перед старшим на колени, рассказала, что она шла с хутора и видела нападавших – все в черное одеты, моряки. Это нас и спасло, немцы ей поверили», - вспоминали старожилы.

СПУСТЯ 150 ЛЕТ

За полтора века существования, особенно за события «красных» дней, когда кровавое зрелище развернулось не только между людьми, но и стены монастырской обители приняли на себя удары советской власти, от первой в Черномории женской пустыни практически не осталось ничего. Подумать только – не уцелел ни один храм и земли к рубежу двух столетий стали собственностью агрофирмы. Но в 1997 году обитель в честь святой Марии Магдалины возобновили на новом месте в станице Роговской – стараниями схиархимандрита Георгия (Саввы), ныне почившего.

Ныне в монастыре построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель сейчас – это сельхозпроизводитель. Здесь есть собственный яблоневый и сливовый сад, большой виноградник, земляничные и клубничные плантации, аптекарский огород, пасека, здесь содержат животных – коз, кроликов. Имеются сушилки для фруктов, теплицы, в которых выращивают помидоры разных сортов, перец, баклажаны, арбузы, огурцы, также есть иконописная, швейная и мыловарная мастерские. Монахини развели большой розарий, из лепестков роз варят варенье. Из трав, выращиваемых в аптекарском огороде, делают лекарства и чаи.

На службе в пустыни сейчас состоят 25 монахинь, настоятельница монастыря – игуменья Тавифа.19mon1

СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ

4 апреля 2019 года Священный Синод РПЦ постановил включить имя клирика Марии-Магдалинской Пустыни протоиерея Григория Никольского в Собор новомучеников и исповедников.

Священник родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской Области Всевеликого войска Донского. После учебы и работы сначала в Новочеркасске, затем в Астрахани и Ставрополе Григорий Никольский с 1915 года стал клириком Черноморской Марие-Магдалинской женской Пустыни в Кубанской губернии. Здесь он возглавил школу для девочек при монастыре. Заботился о раненых воинах, находившихся в монастырском госпитале. За безупречную службу отец Григорий отмечался епархиальным начальством.

Летом 1918 года на Кубань пришла советская власть. 27 июня большевики ворвались в обитель. После службы солдаты арестовали священника и с глумлениями вывели его за пределы монастыря. Священнослужителя жестоко избили, а когда он в последний раз осенил себя крестом, красногвардейцы со словами «мы тебя приобщим» выстрелили ему в рот из револьвера. Отец Григорий упал и уже больше никогда не встал, чтобы войти в монастырь.

Место его погребения до сих пор не известно, но Священный Синод РПЦ постановил: если останки новомученика будут обнаружены, считать их святыми мощами и относиться к ним бережно и с уважением.

Икона святого Григория хранится в монастыре, особый день его памяти Церковь установила 10 июля.

НА СТАРОМ МЕСТЕ

На историческом месте монастыря в хуторе Димитрова (где изначально была построена пустынь, впоследствии ставшая вожделенным куском земли для коммунаров), ныне открыт храм святого Димитрия Ростовского и освящены источники в честь Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Старинное здание требует реставрации, сейчас там устраивается подворье монастыря, на Крещение Господня – по православной традиции – христиане окунаются в протекающую реку Кирпили. Ее берег 150 лет назад был выбран специально для постройки первой Черноморской женской пустыни. Но этот год стал исключением – Кирпили сильно высохла, поэтому крещенские купания не были возможными…

Виталий Карнаух.

Фото автора.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0/ 300Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
Ваше сообщение будет рассмотрено модератором
    Комментарии | Добавить свои
    • Комментарии не найдены

    logo inverted trans

    352700,  Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Колесникова, 5-а

     : 

    etag.reklama@mail.ru

     : 

    8(86130)4-61-50, 4-43-31

    Яндекс.Метрика