Ранний возраст: кризис трех лет

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Раннее детство – особый период в жизни. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики, служат овладение телом и речью, развитие предметной деятельности.

Преобразования, претерпеваемые ребенком в первые три года, очень значительны. Считается, по мнению ученых, возраст трех лет - середина психического развития человека. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, и вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг  перед вами новое испытание - ребенка будто подменили. Он капризничает, упрямится, с ним  трудно даже договориться в тех ситуациях, которые раньше достаточно было просто попросить или указать на то, что нужно делать.

Приблизительно к трем годам начинают формироваться память, восприятие, воображение, внимание. В этом возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Он открывает для себя то, что все в мире людей имеет свое название.

Через речевое развитие со взрослым ребенок  приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь - незаменимое средство общения, она играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Благодаря речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа со своими поведенческими и психологическими качествами превращается в человека, а к концу этого периода -  в личность, появляются личные действия и сознание  «Я сам» и  «Я» ребенка.

Первый симптом кризиса - негативизм. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. При негативизме все идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Если ребенок не желает  что-то делать, потому что это ему неприятно (например, он играет, а его заставляют идти спать, а он спать не хочет), это не будет негативизмом. Это отрицательная реакция на требование взрослых, которая мотивируется сильным желанием ребенка. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит: «Этот листок белый». Получает ответ:  «Нет, черный». Негативизм - акт социального характера: он  в первую очередь адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. Во-вторых, ребенок по новому начинает относиться к собственному аффекту. Он не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции.

Еще один симптом кризиса - упрямство. Если негативизм следует отличать от обычного упрямства, то упрямство - от настойчивости. Например, ребенок желает чего-то и настойчиво добивается его исполнения. Это не упрямство. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, что он этого потребовал. Два момента отличают  упрямство от обычной настойчивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок  настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит играть в «салочки» и поэтому стремится целый день находиться во дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок что-то наоборот, не так, как  говорят взрослые, то при упрямстве характерна тенденция по отношению к самому себе.

Третий симптом считается настолько центральным для возраста, что весь критический возраст получил название «возраст строптивости». Негативизм направлен всегда против  взрослого, который  сейчас побуждает  ребенка к тому или иному действию, а строптивость, скорее направлена против норм воспитания. Против образа жизни. Она выражается в своеобразном   детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.

Четвертый симптом – своеволие. Оно заключается в тенденции к самостоятельности, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации.

Протест - симптом кризиса. Частые ссоры с родителями - обычное дело. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. В одной семье мама услышала от ребенка,  что она (ребенок произнес плохое слово), чего раньше он и сказать не мог.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые  означают  все плохое, отрицательное и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не вызывают.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть(!) в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует, есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Он старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве и фактически исполнялись все его желания.

В период  кризиса трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Он имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому  очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Рекомендуется избегать крайностей в общении с детьми (нельзя все позволять малышу или запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.

Нельзя  оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо  постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела, кроме заботы о нем, и что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если ее нет). При этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.

Нужно помнить,что запрет и повышение голоса - самые неэффективные средства воспитания и попытаться обходиться без них.

Когда ребенок станет чуть старше, важно расширять круг его знакомств, чаще давать ему поручения, связанные сообщением с другими  взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность в своих   силах.

Следует помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым и постараться подать ему хороший личный пример. Однако все это возможно только в том случае, если у детей есть тесный эмоциональный контакт со взрослыми (родителями).

Наиболее часто родителей детей раннего возраста тревожит запаздывание появления активной речи (ребенок начинает говорить возрасте от 2 до 3 лет).

Основные причины задержки речевого развития:

  • Недостаточная интенсивность речевого общения с родителями и другими людьми;
  • Чрезмерная активность и инициативность взрослого, не оставляющая места инициативе ребенка;
  • В отношениях с ребенком в семье на первом плане остается эмоциональное взаимодействие.

М. Полыгалова, 

психолог-логопед высшей категории детсада № 7.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0/ 300Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
Ваше сообщение будет рассмотрено модератором
    Комментарии | Добавить свои
    • Комментарии не найдены

    logo inverted trans

    352700,  Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Колесникова, 5-а

     : 

    etag.reklama@mail.ru

     : 

    8(86130)4-61-50, 4-43-31

    Яндекс.Метрика